"Объект 195" (Т-95, "Совершенствование-88") – перспективный российский танк четвёртого поколения, разрабатываемый в ОАО "НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) при сотрудничестве с ОАО "ЦНИИМ", ОАО "НИИД", ОАО "ВНИТИ", ОАО "Завод № 9", ОАО "Урал НИТИ" и др. Из-за высокого уровня секретности большая часть информации об этом танке основывается на непроверенных данных.
Известно о создании двух опытных образцов, первый образец танка вышел на испытания в конце 90-х гг., по некоторой информации весил 53 т., оснащался челябинским Х-образным дизельным двигателем 2В-12-2 мощность 1350 л.с., также известно об установке на танк другого челябинского перспективного Х-образного дизеля А-85-3 мощностью 1600-1650 л.с.
История создания "Объекта 195" есть отражение непростой истории последних десятилетий нашей страны. То, что машину смогли довести до испытаний, можно назвать чудом и огромным успехом, если знать перипетии этого проекта. Мало того, что Минобороны нещадно резало бюджет и просто не платило обещанные суммы, ещё и ГАБТУ постоянно изменяло требования ТЗ, смежники не могли сделать самое необходимое, а то и вовсе исчезали в бурных водах свободного капитализма. А некоторые деятели вообще доказывали ненужность этой темы. Постановка в серийное производство этого танка стало бы революцией мирового масштаба в области БТВТ.
"Объект 195" – радикально новый основной боевой танк, главное новшество которого – изменение компоновки (так называемая «лафетная» компоновка). Экипаж, состоящий из трех человек, расположен в специальной высокозащищенной пожаро- и взрывобезопасной капсуле в передней части танка. 152-мм орудие располагается в небольшой необитаемой башне. Модуль управления герметично изолирован от модуля вооружения и загерметизированного объема топлива.
Модуль вооружения представляет из себя бронированную полноповоротную платформу с основным вооружением, двухкольцевым автоматом заряжания, обеспечивающим высочайшую скорострельность, кассетами с выстрелами (размещены вертикально), устанавливаемую с помощью погонного устройства на крышу корпуса боевой машины и соединяющегося с ним мультиплексным каналом информационного обмена. Автомат заряжания размещен с зазором от днища корпуса танка для обеспечения работоспособности в случае деформациях днища машины, например, при мощном минном подрыве.
В качестве вспомогательного оружия на башне танка установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42 с возможностью наведения независимо от основного орудия. Пулеметы по последним данным отсутствуют. По имеющейся информации специально для "Объекта 195" велась разработка нового комплекса активной защиты.
Ходовая часть танка–7-катковая, катки аналогичны применяемым на танке Т-90. Подвеска – торсионная с лопастными амортизаторами. Система подрессоривания ходовой части танка снабжена дополнительно датчиками продольной и поперечной угловых скоростей, расположенными на жестких элементах корпуса. Датчиком линейного ускорения по вертикальной оси машины, размещенным вблизи центра масс машины, формирователем управляющего сигнала.
На каждом из торсионных валов первой и последней пар подвесок закреплен датчик угла закрутки торсионного вала, а каждый гидроамортизатор снабжен датчиком температуры рабочей жидкости, а также электромагнитной системой, выполненной с возможностью создания магнитного поля для изменения вязкости рабочей жидкости гидроамортизатора.
При движении машины по пересеченной местности по сигналам датчиков формирователь сигналов, в соответствии с заранее введенным в него алгоритмом, рассчитывает и подает управляющие сигналы на каждую электромагнитную систему каждого из гидроамортизаторов, изменяя их сопротивление. Вследствие увеличения вязкости магнитореологической жидкости под воздействием магнитного поля, создаваемого электромагнитными системами оптимизируется движение по пересеченной местности: уменьшается вертикальное ускорение, поперечная и продольная раскачки корпуса.
Танковая боевая информационная система разработки НПО "Электромашина" с прицельным комплексом разработки ОАО КМЗ. ИК-приборы, тепловизор разработки НПО "Орион", также имеется радиолокационная станция.
В 2008 году ОАО «НПО "Электромашина" проводились опытно-конструкторские и научно исследовательские работы в области спецтехники по заказам головных предприятий по следующим темам: Опытно-конструкторские работы "Совершенствование-88", головной исполнитель ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения", г. Н. Тагил. По данной теме предприятием были выполнены работы по участию в приемо-сдаточные испытания "Объекта 195" №2 в части электрооборудования (ИУС-Д, 1ЭЦ41-1, АПКН-А, РСА-1, 1ЭЦ69, 3ЭЦ18, БТШУ1-2Б и др.) для проведения второго этапа государственного испытания. Общество принимало участие в Государственных испытаниях объекта 195 и проводило автономные межведомственные испытания опытных образцов. Завершены с положительными результатами межведомственные испытания следующих составных частей: ПУТ, ПУМ, БУВО, РСА-1, 1ЭЦ69, БГД32-1, ЭД-66А, ЭДМ-66, ЭД-43, 3ЭЦ18, АЗ195-1.
Также имеется информация, что в рамках ОКР "Совершенствование-88" в ФГУП «Научно-производственная корпорация "Государственный оптический институт имени С. И. Вавилова"» разработан и успешно прошел Государственные испытания приемопередатчик лазерного дальномера ТО5-СК01-ЛД-54 для системы управления огнем, единственный в России дальномер, работающий в жестких климатических условиях, при температурах вплоть до -50оС. В ФНПЦ ОАО "КМЗ" завершены ПИ и ГИ объектов с изделиями разработки НТЦ: с оптико-электронным комплексом управления огнем ТО5С, комбинированным дневно-ночным прицелом 1А40-1М, а также выполнена разработка, выпущена РКД и ведется техническое обслуживание производства сложных изделий ТО5-СКО1ТВ и ТО5-СКО2.
7 апреля 2010 года заместитель министра обороны – начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта. Но в начале июля 2010 года министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что "Уралвагонзавод" вскоре завершит разработку Т-95, проводившуюся самостоятельно.
14 июля 2010 г. – в ряде СМИ прошла информация о том, что в рамках выставки "Оборона и защита-2010" в Н. Тагиле состоялся закрытый показ "Объекта 195". Как выяснилось в последствии, информация носила ложный характер, т.к. в действительности был показан макет Т-90МС, который частью СМИ был ошибочно воспринят за "Объект 195". В качестве замены "Объекту 195" в новой программе вооружений принята «унифицированная тяжелая платформа» шифра "Армата": танк будет весить около 50 т., иметь дифференциальный механизм поворота с ГОП, 6-катковую ходовую часть с управляемой подвеской на лопастных амортизаторах, экипаж из трех человек будет находиться в изолированной капсуле, вооружение - вынесенное (по принципу Объекта 195) 125 мм, ВЛД и НЛД - также по типу Объекта 195, предусматривается установка КАЗ в базовом исполнении.
Общее представление о концепции танка можно получить на основе доклада председателя НТК БТВТ ГАБТУ МО РФ А.И. Адамчук в докладе на конференции "Броня 2003", который приводится ниже.
Кардинальное решение проблем в оснащении ВС РФ БТВТ может быть достигнуто только за счет перевооружения на перспективные образцы, которые разрабатываются под руководством ГАБТУ МО РФ. Танки и машины на их базе. В основу создания нового российского танка заложена концепция "принципиального скачка вперед", характеризующаяся четырьмя основными требованиями:
Обеспечение максимальной вероятности попадания снаряда танка в цель и при этом, гарантированной потери противником возможности продолжения боя.
Гарантированная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Интеграция танка в АСУ тактического звена управления, в результате которой, танк становится полноправным объектом единой системы вооружения сухопутных группировок войск на поле боя.
Создание на шасси танка всей гаммы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения различных родов войск и возможность дальнейшей поэтапной модернизации танка по мере развития науки и техники, таким образом, чтобы жизненный цикл машины составлял не менее 30 лет.
Исходя из указанных требований при создании нового танка необходимо внедрение следующих технических решения:
Установка на танке многоканального вооружения в комплекте с перспективными боеприпасами.
Работа комплекса вооружения должна обеспечиваться несколькими каналами технического зрения, в т.ч. тепловизионным и телевизионным, а также оптической прицельной ветвью.
Обеспечение полной изоляции расположения экипажа, топлива и боеприпасов, повышение уровня защищенности машины в 2,5-3 раза.
Установка дизельного или газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. и выше с гидромеханической трансмиссией и ГОП, которая должна обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по средней скорости движения, удельной мощности, динамике разгона.
Танк должен иметь внутренний автоматический самоконтроль технического состояния (исправности) собственных систем. Информационно-управляющие системы должны осуществлять контроль управления движением машины, готовить данные для стрельбы и управлять комплексом вооружения, использую собственную информацию и получая информацию извне, сопрягаясь с различными средствами разведки (в том числе перспективными).
Электронная карта командира машины, одометрические и космические средства навигации, пакет формализованных документов автоматическое обнаружение и сопровождение целей в комплексе с автоматической обработкой изображения должны обеспечить экипажу комфортные условия при ведении боя.
Принятие на вооружение нового танка и семейства унифицированных образцов на его шасси позволит на базе общевойсковых формирований создавать высокозащищенные мобильные разведывательно-ударные комплексы, интегрированные в информационное пространство со средствами огневого поражения сухопутных войск и авиации тактического звена.
Результаты расчета военно-экономической эффективности показывают, что более чем в 3 раза должен возрасти боевой ресурс танка (количество решаемых задач до выхода в безвозвратные потери) и вдвое снизится стоимость решения одной боевой задачи.
При этом необходимо учитывать, что в конструктивно-компоновочных решениях новой машины изначально заложена возможность ее глубокого совершенствования на период до 2040 года и далее. Создание нового российского танка позволит создать основу единого, унифицированного, перспективного танкового парка России.
да.свиду танк красивый.современный.но.если он действительно такой как показан на ресунке,то во время боя при прямом попадании экипажу сразу хана.даже если командир жив останится продолжать бой он несможет,электроника выйдет из строя,а в ручную снаряд досылать непредусмотренно конструкцией,да и обзор поля боя похоже тоже в телевизоре.а в реальности нихрена невидно.новые технологии конечно очень хорошо внедрядь.но и про простые конструкции нельзя забывать.настанет то время в котором простые 34-и будут надежней напичканой электроникой новейших танков
Да пушка менее 152мм не рациональна. Да и двигатель на сзади. Вот только как из капсулы эвакуироваться она же капсула, ОДИН ВХОД ОДИН ВЫХОД? И как капсула крепится к корпусу если за дно то это будет банка тушенки если на мине подорвётся. Лично я не заметил там системы которая гасит ударную волну от мины. И плохо проработана защита от подрыва боекомплекта 42 выстрела 152 мм, треки от гусеницы наверно БРТ насквозь пробьют на 50 м.
У Меркавы с передним расположением МТО есть масса своих недостатков. Эффективность защиты лобовой детали очень низкая и это медицинский факт: любое попадание более-менее современного снаряда приводит к пробитию брони, поражению двигателя и обездвиживанию танка. Да экипаж возможно останется цел, но кому нужна на поле боя неподвижная махина трехметровой высоты. Башня отнесена к корме, представьте например габарит Меркавы с развернутым назад орудием, особенно в условиях городского боя. Контакт-5 на лобовой детали Т-90 выглядит куда более перспективней несмотря на то что уже более 20 лет как был разработан, а если ВЛД Т-90 прикрыть "Реликтом", то она будет непробиваема вовсе, в том числе и тандемными снарядами. На Т-95 необходимо еще учитывать и бронированную изолированную капсулу, в которой находится экипаж.
Новость от 08.07.2010 г. от Уралинформбюро: УВЗ несмотря на губительные заявления представителей Минобороны заканчивает разработку новейшего танка Т-95 своими силами. Будем верить!!!