|
Трансмиссия и ходовая часть
Хорошую подвижность танка обеспечивает механическая трансмиссия с входным редуктором, двумя бортовыми коробками передач (БКП) и соосными бортовыми редукторами. Входной редуктор обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя на бортовые коробки передач. Он представляет собой повышающий шестеренчатый редуктор и имеет приводы на компрессор, стартер-генератор и вентилятор системы охлаждения.
Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Имеют 7 передач вперед и одну заднего хода. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников, обеспечивается системой гидроуправления и смазки. Общая вместимость системы 57 л, заправочная вместимость бака 42 л. Привод тормоза механический.
Механические трансмиссии в коробках передач содержат лишь шестеренчатые и фрикционные устройства. Преимущества их состоят в высоком коэффициенте полезного действия (КПД), компактности и малой массе, надежности в работе, относительной простоте в производстве и эксплуатации. Недостатком механической трансмиссии является ступенчатость изменения передаточных чисел, снижающая использование мощности двигателя, среднюю скорость и поворотливость машины. Большое время на переключение передач усложняет управление машиной. Жесткая кинематическая связь двигателя с ведущими колесами повышает динамическую нагруженность двигателя и трансмиссии, снижает надежность и долговечность агрегатов. Трансмиссия танка также требует замены на гидромеханическую.
Трансмиссия
Трансмиссия, тип |
механическая планетарная
|
Коробка передач, тип |
две бортовые планетарные
|
Число передач, вперед/назад |
7/1
|
Передаточные отношения по передачам |
I - 8,713
II - 4,40
III - 3,485
IV - 2,787
V - 2,027
VI - 1,467
VII - 1,0
З.Х. - 14,3
|
Механизм поворота, тип |
бездифференциальный
|
Минимальный расчетный радиус поворота, м |
2,79
|
Основной тормоз, тип |
дисковый, работающий в масле
|
Масса трансмиссии, кг |
1870
|
Бортовой редуктор, тип |
планетарный
|
Система управления движением, тип |
гидравлическая
|
На Т-90 первых выпусков использовалась ходовая часть, полностью заимствованная у танка Т-72Б. На последних выпусках машин применяется усовершенствованная ходовая часть, которая включает в себя:
- гидроамортизатор повышенной на 30-40% энергоемкости, заправленный специальной амортизаторной жидкостью 132-316;
-
высокопрочный торсионный вал с повышенным уровнем допустимых значений за счет применения обработки методом ДСМ (деформационное старение мартенсита) для обеспечения увеличенных полных ходов опорных катков (динамический ход – 320 мм);
-
уширенный опорный каток 750х190У с повышенным уровнем механических свойств, с пониженным уровнем тепловых напряжений, с наружным пониженным массивом из резины 4Э-1386, с креплением массива резины клеями «Хемосил»;
-
ведущее колесо со специальной подпорной поверхностью, выполняющей роль ледорубов для очищаемости траков гусеницы от образования льда в периоды с отрицательными температурами;
-
направляющее колесо с усиленными дисками с измененными ледорубами, с подковообразными отбуртовками вокруг окон и ребрами жесткости переменной высоты, расположенными под ледорубами, с наибольшей высотой у ступицы;
-
гусеницу с повышенным ресурсом, параллельными резинометаллическими шарнирами (РМШ), со штампованными траками, дающими возможность установки асфальтоходных башмаков, со стальными иглами на пальцах гусеницы, обеспечивающими электропроводность и снятие статического электричества с РМШ при движении танка;
-
отбойник для предотвращения схода гусеницы с ведущего колеса в сторону бортовой передачи (борта); на корпусе в районе ходовой части приварен дугообразный упор, расположенный против входа гусеницы на ведущее колесо
Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами повышенной энергоемкости (на 1, 2 и 6 узлах). Гидравлические лопастные амортизаторы двустороннего действия установлены на первых, вторых и шестых узлах подвески, жесткие ограничительные упоры - на первых, вторых, пятых и шестых. При такой высокой энергоемкости подвески ее пробои возникают крайне редко, в основном при наезде на крупногабаритные препятствия на высокой скорости, поэтому установка жестких упоров на ухудшении плавности хода практически не сказывается.
Торсионный вал представляет собой стержень длиной 2310 мм и диаметром 47 мм, выполненный из стали. При заневоливании применяется двухкратная закрутка на 145 и 105. Стержень торсиона покрывается специальным лаком и обматывается изоляционной лентой, предохраняя его от царапин, которые могут стать причиной последующих усталостных разрушений. Разное число шлицев на головках торсиона (52 и 48) обеспечивает его выставку в танке на угол закрутки с точностью примерно до 0,58. Подвеска танк Т-90 хорошо защищена, кроме того, что торсионы находятся внутри корпуса, наружно расположенные узлы подвески прикрыты от огня стрелкового вооружения катками большого диаметра (75 см).
Подвижность
Максимальная скорость, км/ч |
65
|
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
50
|
Удельная мощность, л.с./т |
21,5
|
Запас хода по шоссе, км |
550 (700 с внешними баками)
|
Емкость топливных баков, л |
1200+400
|
Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2 |
0,938
|
Клиренс, мм |
492
|
Преодолеваемые препятствия, м: |
ров |
2,8
|
вертикальная стенка
|
0,85
|
брод |
1,2
|
максимальный угол подъема, град |
30
|
глубина водной преграды с ОПВТ, м |
5
|
Головокружительные прыжки танков Т-90 поражают воображение. Как правило, более пристальное внимание обращают на разгонные характеристики танка, на мощность двигателя, несправедливо забывая о подвеске, которая воспринимает на себя многотонный удар при приземлении.
|
|