Первоначально на танках Т-90 использовался многотопливный 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, быстроходный дизель В-84МС, с жидкостным охлаждением и с непосредственным впрыском топлива, с наддувом от приводного центробежного компрессора. Максимальная мощность (при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин) при работе на дизельном топливе 840 л.с. Дизель разработан на базе двигателя В-46 с применением комплекса новых конструктивных решений. Этот же двигатель использовался на последних модификациях танков Т-72.
Топливная система ранних Т-90 повторяла Т-72. На Т-90А, Т-90СА, Т-90М введены меры по снижению ее пожароопасности: топливные баки выполнены по ячеистой структуре, протектированными. Система питания топливом с многосекционным топливным насосом, связанным с форсунками посредством трубопроводов высокого давления. Емкость системы с двумя наружными бочками – 1600 л, емкость внутренних топливных баков – 705 л.
В системе питания воздухом используется комбинированный двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень осуществляет очистку поступающего в двигатель воздуха инерционным способом при помощи противоточных циклонов с тангенциальным входом воздуха. Вторая ступень очистки происходит в масляноконтактных проволочных кассетах – три кассеты с проволочной набивкой, две из которых пропитаны маслом. Собирающаяся при очистке пыль удаляется из пылесборника эжекционным способом. Степень очистки воздуха – 0,98.
Система смазки двигателя комбинированная, принудительная с «сухим картером». Заправочная емкость системы 76 л, масляных баков – основного 27 л, дополнительного 38 л и запасного наружного 35 л. В системе смазки используется всесезонное масло М-16ИХП3.
Нормальный тепловой режим работы двигателя в любых климатических условиях обеспечивает жидкостная система охлаждения, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Продувка воздуха через радиаторы осуществляется центробежным вентилятором. Заправочная вместимость системы охлаждения 90 л. |
|
|
|
Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях на танке имеется система подогрева, обеспечивающая подогрев охлаждающей жидкости и масла в системах охлаждения и смазки двигателя. При этом нагретая охлаждающая жидкость циркулирует по системе и обеспечивает разогрев самого двигателя, таким образом создавая нормальные условия для его легкого пуска. Система подогрева имеет форсуночный подогреватель и насос принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Максимальный расход топлива подогревателем составляет 7,5 л/ч.
Запуск двигателя осуществляется системой пуска. Основной запуск осуществляется сжатым воздухом от двух воздушных баллонов емкостью по 5 л. Кроме того, можно запускать двигатель и при помощи стартер-генератора СГ-18-1С или комбинированным способом - воздухом и стартер-генератором.
Зарядку воздушных баллонов системы пуска двигателя и обеспечение работы некоторых других систем (системы гидропневмоочистки смотровых приборов, например) осуществляется воздушной системой. Она включает в себя приводной, поршневой, 3-ступенчатый, 2-цилиндровый, компрессор АК-150СВ воздушного охлаждения, влагомаслоотделитель, фильтр, кран отбора воздуха и трубопроводы высокого давления. Рабочее давление системы составляет 120-160 кГ/см2.
Для предупреждения аварийных ситуаций предусмотрена система аварийной сигнализации, блокировки пуска двигателя по низкому давлению и низкой температуре масла двигателя; блокировки пуска подогревателя при отсутствии охлаждающей жидкости и прекращения его работы при высокой температуре или потере охлаждающей жидкости.
В систему входят: блок аварийной сигнализации БАС-6А; сигнальное табло ТС-6А; приемник давления ПД-1Т-15 для измерения давления в системе смазки двигателя; приемник термометра П-1 для измерения температуры масла в основном масляном баке двигателя; приемник термометра П-1 критической температуры охлаждающей жидкости; датчик уровня охлаждающей жидкости. Данная система облегчает работу механика-водителя. Контроль за силовой установкой и другими системами танка осуществляется не только по щитку контрольных приборов, но и по сигнальному табло системы аварийной сигнализации.
На Т-90 поздних выпусков, Т-90А и Т-90СА, устанавливается более мощный двигатель В-92С2 с газотурбинным наддувом от одного турбокомпрессора. Его максимальная мощность (при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин.) при работе на дизтопливе 736 кВт (1000 л.с.).
В данный момент ведется разработка и более мощных перспективных двигателей для машин будущего. Однако для модернизации танков типа Т-72 дизель В-92С2 явно вне конкуренции. Для его установки требуются минимальное переоборудование моторно-трансмиссионного отделения и минимум финансовых затрат. Оснащенный газотурбинным наддувом, усовершенствованными топливной аппаратурой и цилиндро-поршневой группой, дизель В-92С2 находится на уровне лучших мировых образцов, а по экономии и удельным массово-габаритным показателям превосходит большинство как отечественных, так и зарубежных.
Масса двигателя В-92С2 всего 1020 кг, что меньше массы двигателей AVDS-1790 (США), C12V (Англия), UDV-12-1100 (Франция) более чем в 2 раза. По габаритной мощности В-92С2 превосходит их в 1,5 - 4,5 раза, по топливной экономичности в объектовых условиях – на 5-25%.
По сравнению с использовавшимися ранее двигателем В-84МС этот мотор обеспечивает увеличение удельной мощности танка (до 22,5 л.с./т) и средней скорости движения по сухим грунтовым дорогам (с 35 до 40 км/ч), а также улучшение разгонных характеристик до 12% (на дистанции 400 м). Следует обратить внимание и на такой важный показатель, как запас крутящего момента. Большинство дизельных двигателей, в том числе и В-84МС, имеют запас крутящего момента 6-18%, дизель В-92С2 – 25-30%. Такой запас значительно облегчает управление танком, повышает его манавренность и среднюю скорость. Умеренная форсировка дизеля В-92С2 по литровой мощности придает высокую надежность при эксплуатации в тяжелых условиях. В-92С2 имеет лучшие характеристики и по коэффициенту приспособляемости (1,25 против 1,13) по сравнению с двигателем В-84МС и при этом отличается меньшим удельным расходом топлива (156 г/л.с. ч. против 182 г/л.с. ч.).
|
|
|
|
|
|
|
Следует заметить, что МТО с В-92С2 не является моноблочным, как того требует современная бронетанковая мода. Это является серьезным недостатком машины, но скорее в маркетинговом плане, нежели в боевом и техническом. Прямое сравнение скорости замены двигателя в МТО В-92С2 с моноблочными установками, казалось бы,
|
явно не в пользу уральской конструкции. Однако не следует забывать, что МТО В-92С2 обладает в разы большей надежностью, ремонтопригодностью и, что немаловажно в современной ситуации, существенно более низкой стоимостью. Высокие скоростные показатели замены моноблочного МТО в сложной полевой обстановке, на маршах, в условиях отсутствия механизированной технической поддержки не могут служить серьезным аргументом. В то же время экипаж российского танка всегда может устранить неисправность или выполнить несложный ремонт самостоятельно, не дожидаясь подхода машин техподдержки, и продолжить выполнение боевой задачи.
Учитывая важность сокращения времени на монтаж (демонтаж) силовой установки, конструкторами УКБТМ были разработаны организационно-технические мероприятия, позволившие сократить этот цикл для В-92С2. Так, время демонтажа двигателя уменьшено до 3,5 ч, что было наглядно продемонстрировано на территории инозаказчика. Как пример можно отметить внедрение быстроразъемных соединений трубопроводов. Наряду с новым двигателем в состав унифицированного МТО вошли модернизированный входной редуктор (гитара), усиленная бортовая коробка передач (БКП) и усовершенствованная система охлаждения.
|
|
|
|
Усиление БКП заключается в увеличении числа пар трения во фрикционных элементах управления, линейных размеров роликов на осях сателлитов и количества сателлитов в планетарном ряде бортового редуктора, замене подшипника опоры солнечной шестерни на подшипник, имеющий большую динамическую грузоподъемность. Усилена заделка шпилек фрикционов, произведена унификация манжет и шариков разгрузочных устройств фрикционов. |
В системе охлаждения применены новые алюминиевые водяные и масленые радиаторы повышенной теплоотдачи. По сравнению с медно-латунными радиаторами с сердцевиной трубчато-ленточного типа, которые применялись на танке Т-90 в системах охлаждения и смазки, радиаторы пластинчато-ленточного типа обеспечивают в габаритах штатных радиаторов больший отвод тепла. Кроме того, был модернизирован фрикцион вентилятора системы охлаждения (на фото справа).
|
|
|
|
Конструктивные особенности двигателя В-92С2 позволили перекомпоновать систему выпуска отработанных газов, что привело к существенному снижению сопротивления выпуску (с 0,22 кг/см2 до 0,15 кг/см2), а также добиться лучших аэродинамических условий прохода воздуха на участке между воздухоочистителем и турбокомпрессором. |
На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-93 мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.